Перечень документов, которые нужно предварительно подготовить, до того, как обратиться к регистратору, отражен в статьях Закона № 122-ФЗ (ст. ст. 16-18) и в Методических рекомендациях, которые были утверждены Приказом Минюста РФ, датированным 01.07.2002 г., № 84 (п.п. 8 ст. 29).
Итак, формируем пакет документов:
- заявление;
- правоустанавливающие документы на недвижимость;
- согласие супруга (при наличии);
- разрешение попечительского совета (если собственником выступает несовершеннолетний);
- доверенность (если регистрируете через представителя).
Кроме наличия оригиналов указанных документов, необходимо подготовить копии, в том числе и копию паспорта доверенного лица (в случае его участия в деле).
Размер и порядок оплаты госпошлины
За регистрацию взимается госпошлина. Ее размер для физического лица равен 2000 рублей (пп.22 п.1 ст. 333.33 НК). Оплачивается пошлина до подачи заявления с пакетом документов регистратору.
Важно! Пункт 4 статьи 16 Закона №122-ФЗ не обязывает заявителя предоставлять квитанцию (чек) об оплате госпошлины. Связано это с тем, что информация проверяется в государственной системе платежей. Однако если данные в программе не обнаружатся, и квитанция не будет предоставлена заявителем, то заявление не будет принято. От уплаты пошлины освобождаются малоимущие граждане (ст. 333.35 НК), для подтверждения статуса надо предоставить соответствующее удостоверение.
Порядок подачи документов
Подготовленный пакет документов необходимо направить регистратору — Росреестр. Сделать это можно четырьмя способами:
- лично (или по доверенности);
- через МФЦ;
- электронным способом;
- по почте.
При личном обращении либо через МФЦ необходимо будет предъявить паспорт. Если обращение осуществляется посредством почты, то заявление необходимо заверить у нотариуса. При подаче электронного обращения обязательно применение электронно-цифровой подписи.
После получения регистратором пакета документов заявителю передается расписка. Если документы подавались лично – при приеме, если через МФЦ, с помощью почты или электронным способом – в течение следующего рабочего дня за днем получения. При положительном решении регистратора государственная регистрация будет осуществлена не позднее чем через 10 дней (рабочих). В противном случае заявителю будет направлен мотивированный отказ или приостановление регистрации.
Отказали в регистрации: почему и что делать?
Подача документов, как и их прием не гарантирует регистрации. Законом определил перечень оснований для отказа:
- заявление подано лицом, не имеющим законных прав;
- предоставлен неполный пакет документов;
- ненадлежащим образом оформлены документы;
- недействительность правоустанавливающего документа;
- не оплачена госпошлина.
Несмотря на достаточно широкий перечень оснований, наиболее распространенной причиной отказа в регистрации является некорректно составленный договор, выступающий правоустанавливающим документом. Основанием для приостановления регистрации могут выступить сомнения в подлинности документов, непредставление запрашиваемых дополнительных документов или отказ заявителя в их предъявлении. Также приостановка возможна по решению суда либо заявлению участника сделки.
В отказе или уведомлении о приостановлении регистрации прописываются причины принятия этого решения. Для конечного завершения регистрации права собственности на квартиру вам надлежит их устранить. В случае, если не были оформлены должным образом документы – переоформить, дополнить или предоставить. Если же вы не согласны с решением регистратора и считаете отказ необоснованным – имеете право оспорить (в суде).